Понятия, относящиеся к «подвеске автомобиля»
Амортизатор – гаситель колебаний, возникающих, как правило, от пружин. Амортизаторы почти всегда работают в паре с пружиной. Реже они применяются для сглаживания усилий, возникающих от других факторов, например на рулевой рейке. Задача амортизатора подвески – заставить колесо катиться по дороге, а не подпрыгивать, вслед за колебаниями пружины. К понятию «амортизатор» относится понятие «стойка» или «амортизаторная стойка». Как правило, эта конструкция применяется в подвеске типа «МакФерсон». Амортизаторы бывают различными по конструкции – так называемые «масляные» и «газовые». «Масляные» - принцип насоса для колес, только вместо воздуха сжимается масло. В поршне, толкающем масло, размещены отверстия и клапана, через которые масло проходит при ходе штока. При этом создается «тормозящее» усилие, позволяющее загасить силу, толкнувшую шток. В зависимости от конструкции поршня на штоке, амортизаторы бывают одно- и двух- стороннего действия. Совсем просто – это когда к штоку для его перемещения вверх-вниз прикладывается либо одинаковое усилие, либо разное. Амортизаторы этого типа только гасят колебания пружин. «Газовые», а точнее «газо-масляные» амортизаторы устроены несколько иначе. Часть объема колбы все равно заполнена маслом, Часть сжатым газом (как правило азот). Через каналы в колбе газ давит на масло, создавая дополнительный «подпор», из-за чего шток всегда стремится вылезти из амортизатора. Эти амортизаторы стараются «вдавить» колесо в дорожное покрытие, заставить колесо постоянно держать контакт с ним. При сравнении «масла» и «газа» возникает обычное заблуждение, что «газ»гораздо жестче «масла». Это не совсем так. Разные принципы работы по-своему заставляют подвеску отрабатывать дорогу. «Газ» постоянно держит контакт с покрытием и заставляет машину «повторять» профиль покрытия. Естественно, при езде по «убитой» дороге будет менее комфортно. Но при этом на «газу» лучше управляемость автомобилем при «экстремальных» условиях вождения.
Пружина – деталь, позволяющая сгладить за счет своей упругости неровности дороги. Роль пружины выполняют либо витые пружины, либо торсионы, либо рессоры. Торсион – прут пружинной стали, работающий на скручивание. При снятии скручивающей нагрузки он «раскручивается» в исходное состояние. Рессора – набор полос из пружинной стали (реже один лист). Пружина – несколько витков прутка из пружинной стали, обычно круглого сечения. Иногда применяют пружины с изменяющимся диаметром прутка (увеличивается к центру пружины). Форма пружины может быть любой – прямая, бочкообразная и т.п.
Рычаг – деталь, соединяющая собой кузов (или раму) автомобиля с деталями подвески. Подвески бывают однорычажными («МакФерсон»), двухрычажными и многорычажными. На рычагах собираются независимые подвески – когда нет жесткой связи между правым и левым колесами на одной оси. Рычаги могут быть штамповаными, сварными, коваными. Материал, как правило, сталь. Иногда применяют для облегчения подвески алюминий.
Балка – обычно П-образная деталь, представляющая собой жесткое (сварное) соединение правого и левого рычага подвески через поперечину, обычно выполненную из пружинной стали, работающую, как торсион (пружинит на скручивание). Применяется обычно в задней подвеске автомобилей. При наличии балки в подвеске подвеска считается «зависимой».
Стабилизатор – деталь из пружинной стали, обычно круглого сечения. Может быть как цельного прутка, так и полая внутри. Соединяет правую и левую стороны подвески и кузов автомобиля. Необходим для «успокоения» поперечной раскачки автомобиля. Почти у всех автомобилей установлен на передней подвеске, но иногда дополняется и вторым на задней. На автомобилях с задней балкой балка выполняет роль стабилизатора. Иногда, чаще для спортивных авто на заднюю балку для усиления стабилизации устанавливают дополнительный стабилизатор. Стабилизаторы крепятся по центру к кузову обычно через резиновые подушки, а по краям к деталям подвески либо также, через подушки, но чаще через стойки или тяги – металлические (реже пластиковые) детали с шарнирами на концах.
Сайлентблоки и подушки – резиновые и металло-резиновые детали, предназначенные для «нежесткого» соединения деталей подвески.
Шаровые опоры, шкворни – детали, образующие точки оси, вокруг которой происходит поворот ступицы колеса при «рулении».
Рулевые тяги и наконечники – детали, предназначенные для передачи усилий от рулевого механизма к ступицам колес при помощи шарнирных соединений.
Пыльники – детали, защищающие другие детали подвески от попадания грязи.
Отбойники – резиновые или пластиковые изделия, предназначенные для поглощения ударов при работе подвески в запредельных режимах.
|