Преодоление серии луж правыми или левыми колесами вызывает многократную реакцию от переднего колеса на рулевое колесо, особенно на современных автомобилях, оборудованных реечным рулевым механизмом. Эта реакция может быть неожиданной по воспринимаемому руками усилию и существенной по силе. При “свободном” произвольном захвате кончиками пальцев рулевое колесо может быть выбито из рук водителя и автомобиль совершит непроизвольный маневр, который может привести к ритмическому заносу. Сохранить устойчивость при аквапланировании можно следующими приемами: • при преодолении водных преград, когда все колеса автомобиля подвержены аквапланированию, нужно предварительно стабилизировать автомобиль для прямолинейного движения, исключить любые маневры и повороты рулевого колеса, сохранить прямое положение колес; • при преодолении водной поверхности одной стороной автомобиля загрузить предварительным маневром колеса, которые находятся на грунте, применить силовое стопорящее руление, чтобы сопротивляться повороту колес, попавших в воду, приготовиться к экстренной реакции на занос после аквапланирования; • при попадании в воду одного управляемого колеса нужно задержать реакцию на занос до контакта с плотным грунтом и начать реакцию по стабилизации тотчас после прохождения лужи. Если допущена ошибка при стабилизации, то нужно быстро приготовиться к реакции на ритмический занос. • Преодолевая лужу на большой скорости, стремитесь: двигаться по прямой, исключая любые маневры; силовым симметричным хватом .рулевого колеса в верхнем секторе зафиксировать его в неподвижном положении; приготовьтесь к реакции на занос, при выходе передних колес на твердый грунт.
Преодолевая водные преграды, необходимо: • преодолевать препятствия по прямой; • сохранять неподвижное положение рулевого колеса; • руки на рулевом колесе держать в положении “10—2” или “9—З” (по аналогии с цифрами на циферблате часов); • напрягая мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели рук, обеспечивать сопротивление непроизвольному повороту рулевого колеса; • быстро отреагировать на занос после выхода на плотный грунт; • продолжать борьбу за стабилизацию автомобиля, если не удалось этого достичь одномоментным действием рулевого колеса.
6. "Лосиный тест" Лосиный тест - сложный прием, состоящий из целого комплекса действий. Лучше его начать отрабатывать на закрытых площадках на малой скорости, чтобы почувствовать поведение машины.
Для глубокого маневра с крутой траекторией желательно двухступенчатое руление (медленно — быстро) при условии точного поворота управляемых колес на нужный угол. Вначале мягким поворотом колес вызывается легкий крен автомобиля («кузов сползает» на «упорное» переднее колесо — наружное относительно направления маневра), а затем, используя дополнительную прижимную силу упорного колеса, руль доворачивается быстро до дозированного угла. Между этими ступеньками руления не должно быть паузы, иначе эффект окажется утерянным. При этом необходимо одновременно работать и газом. Если до того обороты были ниже 3000, то для загрузки передних колес коротко затормозить. В этот же момент выжать сцепление и быстро включить пониженную передачу. В момент поворота отпустить сцепление, давая "нулевой" газ (чтобы тяга равнялась скорости - без ускорения и замедления). В течение всего маневра (уход - возврат-выравнивание) активно работать газом, реагируя на возникающий занос или снос. После выравнивания траектории неминуемо возникнет занос. К нему надо быть готовым и сразу же начать гасить.
7. Проезд "лежачего полицейского" Это дорожное препятствие, особенно когда оно не сглаженное, а с большим углом въезда, надо проезжать либо медленно (10-15 км/ч),либо так, чтобы передняя ось как-бы "перелетала" через него. Это достигается резким коротким торможением вблизи препятствия и отпусканием педали тормоза непосредственно перед "копом". При торможении происходит сжатие пружин, а при отпускании - их распрямление и "подбрасывание" передней части машины вверх. На Переднем Приводе эта фаза очень короткая и, если это сделать слишком рано, то проезд "копа" придется на фазу обратного хода передка и последствия будут неприятными. Поэтому этот способ надо тренировать сначала на малой скорости (15-20 км/ч) и только потом использовать его при проезде на бОльших скоростях.
8. Уход от лобового столкновения на своей полосе На трассе может возникнуть ситуация, когда встречный водитель уснул за рулем, ему стало плохо и т.п. - но в результате его машина постепенно выезжает на встречку. Алгоритм действия в этой ситуации: 1. Сразу начать сбрасывать скорость, тормозя и включая низшие передачи, чтобы всегда была возможность дать газу. 2. Крикнуть пассажирам, чтобы приготовились к удару, а задние чтобы поплотнее дернули ремни - там нет пиропатронов. 3. Сигналить и моргать дальним. 4. Постепенно смещаться вправо и быть готовым, если что, съезжать на обочину или в кювет. Ни в коем случае не выруливать на встречную полосу! По закону подлости встречный водитель в последний момент просыпается и инстинктивно дергает руль для возврата на свою полосу. В случае ДТП виноватым будет тот, кто был на встречке - т.е. вы. 5. Маневр влево допустим только в одном крайнем случае - если траектория встречного четко уходит на вашу обочину и вы абсолютно уверены, что даже скорректировав курс он не успеет вернуться на свою полосу. Но это нужно делать уже в самый последний момент - для этого и нужна готовность двигателя и включенная пониженная передача.
Во что бы ни была обута машинка, какие-бы электронные помощники на ней ни стояли - на дороге не надо самоуверенности и лихачества. Никогда. Плавная езда "по-кошачьи" может избавить Вас от многих ненужных никому проблем.
Выражаю искреннюю благодарность за обсуждение и критические замечания Дмитрию (fidel1970), Владимиру (sbob) и Михаилу (Sinafor)
--------------------- P.s. Обсуждение проблемы на форуме-->